Читаем вместе с ALOVAK: «Режим гения» Мейсона Карри

Как организовать творческий процесс и работать продуктивно, используя ритуалы и привычки известных людей – узнаем из рецензии Натальи Крупской на книгу американского писателя Мейсона Карри “Режим гения”.

Текст, фото: Наталья Крупская

Режим гения: Распорядок дня великих людей / Мейсон Карри; Пер. с англ. — М.: АЛЬПИНА ПАБЛИШЕР, 2019

Оригинальное название книги на англ.: Daily Rituals: How Artists Work // Mason Currey

Про что книга

  • Как творить и зарабатывать на жизнь, когда ресурсы ограничены, а условия неидеальны?
  • А можно совмещать и то, и другое, а еще семью?
  • Вдохновение: оно само приходит или его надо ждать, приманивать, искать?
  • Существует ли тайное знание, которым владеют избранные?

Мейсон Карри пытается найти ответы на эти и другие вопросы, подглядывая за художниками, поэтами, музыкантами, композиторами, учеными, исследователями, изобретателями и писателями.

Вначале это были просто посты в блоге, но постепенно их накопилось столько, что хватило на целую книгу «Режим гения», где собраны ежедневные ритуалы и рутина творческих людей: как они работали и сколько работали, как настраивались на творческий процесс, как отдыхали.

Привычки и ритуалы творцов

В книге нет универсальных ответов и советов, но есть ритуалы и привычки, которые наиболее часто повторяются:

  1. Кофе –– чтобы проснуться и настроиться на творческую волну, алкоголь – чтобы расслабиться, снотворное –– чтобы успокоиться, амфетамины –– чтобы взбодриться и не останавливаться.
  2. Ранний подъем, желательно в 6 утра, но можно и раньше.
  3. Определенное место для творчества.
  4. Дневной сон –– обязательный пункт программы.
  5. Ежедневная прогулка, лучше по горам, лесам или живописным местам, но это как повезет, –– кто-то гулял из кабака в кабак.
  6. Отказ от светской жизни, сознательное сокращение общения с друзьями и родственниками.
  7. В любое время суток держать под рукой блокнот для записей, особенно ценными считаются ночные мысли и сны.
  8. Среди гениев много курильщиков, сладкоежек и страдающих бессонницей.
  9. Не просто трудолюбие, а настоящая одержимость. Творчество всегда на первом плане, потому что «творческая жизнь подпитывает нас, как еда, любовь или вера», – писала танцовщица и хореограф Твайла Тарп. Или как признавался художник-карикатурист Чарльз Шульц: «Мне было бы очень плохо, если бы я не рисовал комиксы. Если бы я не занимался чем-то в этом роде, я был бы совершенно пуст».
  10. Качественный отдых. Например, у Фрейда были ежегодные трехмесячные каникулы, которые он проводил на курорте или в горах, гулял, собирал ягоды, грибы, рыбачил. А психиатрКарл Юнг писал: «человек, который нуждается в отдыхе и продолжает работать вопреки усталости, попросту глуп».

Но встречаются и экзотические ритуалы: читать некрологи, сидеть обнаженным на рассвете, лежать в гробу, фотографировать разложения и разруху, протирать столовое серебро, окунать руки в кипяток.

Но встречаются и экзотические ритуалы: читать некрологи, сидеть обнаженным на рассвете, лежать в гробу, фотографировать разложения и разруху, протирать столовое серебро, окунать руки в кипяток.

Совмещение творчества с остальными сферами жизни

В книге очень мало информации, как же гении совмещали творчество, семейные обязанности, воспитание детей и совмещали ли вообще?

Писательница Джейн Остин писала: «Не представляю себе, как можно сочинять, когда в голове вертятся бараньи котлеты и ревень».

А композитор Мортон Фельдман жаловался: «Жена была увлечена работой и уходила на весь день. Я вставал в 6 утра, отправлялся за покупками, готовил, убирался, работал как сумасшедший. Так прошёл год, а я не написал ни строчки».

Если кому и приходилось совмещать творчество, семью, а часто и зарабатывание денег, так в основном это женщинам.

Если кому и приходилось совмещать творчество, семью, а часто и зарабатывание денег, так в основном это женщинам.

Здесь вообще очень мало женщин, как главных героинь, чаще в книге они встречаются в роли помощницы, спутницы и вдохновительницы мужчин-гениев.  Но надо отдать автору должное: он написал продолжение ритуалов, и в этот раз исключительно о женщинах. К сожалению, книга «Daily Rituals: Women at Work» на русский язык пока не переведена.

А как же вдохновение?

Да, многие творческие люди использовали определенные ритуалы, чтобы настроиться на работу, но все же «опасно сидеть и дожидаться, пока в голову придет хорошая мысль. Нужно самому ее искать», – писал живописец Герхард Рихтер, и ему вторят остальные: «Вдохновение для дилетантов, а мы, профессионалы, просто начинаем работать».

«Вдохновение для дилетантов, а мы, профессионалы, просто начинаем работать».

Но не все отчаянные трудоголики, у кого-то творческий процесс составлял 2-3 часа в день, а кто-то лежал в кровати, гулял, поливал себя водой, часами и днями ждал озарения. Гете отмечал: «Я бы советовал всем в нетворческие дни отдыхать или вовсе спать часы напролет, чем пытаться в такие периоды работать и создавать нечто, отчего впоследствии автору не будет ни малейшего удовлетворения».

Выводы

И все же, несмотря на общие черты в режимах, книга показывает, что творческий процесс многогранен и нет одного рецепта для всех, как и нет идеального режима гения. Отдельные ритуалы вообще невозможно применить без ущерба для здоровья, а некоторые трудно представить в современных реалиях.

«Нет тут единого способа, и слишком много всего выдумывают. Постепенно каждый сам устанавливает, какой способ работы ему более всего подходит. Главная загадка для каждого человека – он сам. Эту загадку и нужно разгадать», ­– считал один из героев книги, американский писатель и педагог Бернард Маламуд.

И остается неизменное: начать и продолжать, а уж какими способами это будет достигаться – зависит от ситуации, от условий, от человека.

(с) ALOVAK

Добавить комментарий